7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аудиометрия современная методика исследования слуха

Аудиометрия – современная методика исследования слуха

Дать объективную оценку слуховой функции человека, а также определить имеют ли место быть какие-либо нарушения органа слуха можно с помощью новейших методик исследования. Эти методики анализа объединены общим термином — аудиометрия.

Исследование широко используется в сурдологии для оценки остроты слуха как у новорожденных, так и у взрослых. С помощью аудиометрии можно выявить нарушения абсолютно всех отделов уха, а также определить степень снижения слуха. Аудиограмма обязательна перед назначением слухопротезирования.

Что такое аудиометрия? Это методика определения степени остроты слуха, позволяющая определить чувствительность внутреннего уха к звуковым волнам различной частоты. Исследование проводится исключительно в специализированных медицинских учреждениях врачом-сурдологом.

Сделать аудиограмму в обязательном порядке необходимо при нарушениях слуха пациента, и если человек жалуется на резкое снижение слуха и острую боль в ухе.

Слух рекомендуется проверять с первых дней жизни человека. Только так можно избежать серьезного нарушения слуховой функции.

Методика проведения исследования

Аудиометрия проводится при помощи специального аппарата под названием аудиометр, который позволяет определить верхний и нижний предел слышимости человека. Сделать аудиометрию показано для:

  • Определения восприятия речи – речевая аудиометрия;
  • Осуществления тональной пороговой аудиометрии;
  • Выявления нарушений слуха;
  • Исследования слуховой активности.

Исходя из этого, метод аудиометрии классифицируется на речевую, компьютерную, тональную пороговую. Стоит также отметить, что аудиометрия не имеет противопоказаний и может назначаться в любом возрасте пациента с учетом наиболее острых клинических картин. Этот метод применяется для определения функционирования отделов уха у новорожденных, так как для его проведения не потребуется использовать инъекции, медикаменты и т. д.

Особенности проведения

Тональная пороговая аудиометрия имеет определенный алгоритм исследования. Пациент должен зайти в специальную звукоизолированную кабину. Затем человек надевает наушники, которые являются источником звука высоких и низких частот. Врач-сурдолог с обратной стороны кабины подает звуковой сигнал. Если пациент сумел различить шум или же звук, который поступил в наушники, то он нажимает кнопку, что является сигналом для врача.

Примечательно то, что сначала проводится исследование правого уха, а затем левого. Именно такой алгоритм проведения аудиометрии позволяет определить, какое ухо слышит лучше, а какое – нет. С учетом этих показаний назначается лечение.

Тональная аудиометрия отличается комплексным подходом в исследовании уха. Так, с помощью костного вибратора, который крепится к голове, можно определить какое ухо – внутренне, среднее или же наружное не воспринимает звуковой сигнал. Таким образом, можно исключить патологию среднего уха, и продолжить, к примеру, исследование внутреннего.

Результат аудиометрии выражается посредством составления аудиограммы – графика, который наглядно демонстрирует степень снижения слуха. Аудиограмма представлена в форме специального бланка, на котором в виде отдельных кривых для каждого уха изображена частота звука, подаваемого в наушники. Именно по результатам этого графика можно правильно скорректировать дефекты уха.

Речевая диагностика слуха

Поведенческий тест на определение слуховой функции, согласно медицинской статистике, имеет ряд недостатков. Это связано с тем, что частота человеческой речи представлена звуками различных частот и интенсивности. Как правило, человек с нарушением слуха может в обычной жизни воспринимать речь абсолютно комфортно. Но, при доскональном исследовании слуха оказывается, что отделы уха искаженно воспринимают окружающие шумы.

Современные технологии направлены на усовершенствование записи и воспроизведения звуков речи. На основе новейших методик разработана речевая аудиометрия. Этот метод исследования дефектов отдела уха направлен на сглаживание недостатков, которые присущи обычной разговорной речи и шепоту.

Методика позволяет определить первичную дисфункцию уха, а также дает возможность настроить слуховой аппарат пациента с учетом индивидуальных особенностей. Как проводится исследование?

Врач-сурдолог разговаривает с пациентом, варьируя своим голосом. Переход от шепота до обычного разговора должен восприниматься человеком в норме на расстоянии шести метров. Исследование с помощью речи должно быть скомбинировано с аппаратной методикой. К аппаратной аудиометрии относят акустическую рефлексометрию, исследование объема скопившейся жидкости во внутреннем ухе, а также отоакустическую эмиссию.

Следуя принципам методики речевой аудиометрии, построена онлайн-проверка нарушений уха. Как правило, на интернет-ресурсах центра диагностики слуха можно увидеть сервис «онлайн-проверка». Это означает, что человек может прослушать запись речи с учетом возникающего или же ниспадающего шума. По результатам тестирования будет дано предварительное заключение о функциональности всех отделов уха.

Компьютерная диагностика

У тональной и речевой аудиометрии есть недостатки, которые могут оказать существенное влияние на точность результатов. Это могут быть: отсутствие концентрации человека во время исследования, наличие посторонних шумов в ухе, а также отсутствие заинтересованности пациента в достоверности результата.

С учетом всех этих показателей преимущество все больше отдают компьютерному методу исследования, которое гарантирует 99% достоверности результата. Компьютерная аудиометрия позволяет выявить как врожденные, так и приобретенные слуховые патологии. Также с помощью этой методики можно определить участки поражения слухового канала.

Степень снижения слуховой функции определяется даже у пациентов с явными физическими дефектами, наличие которых до этого не давало возможности установить взаимосвязь между больным и врачом-сурдологом.

Компьютерная аудиометрия длится достаточно долго – на протяжении двух часов, по истечении которых можно получить полную картину слуховой активности. Выбор метода исследования зависит от индивидуальных особенностей человека и соответствующих указаний лечащего врача.

Аудиометрия: виды, показания к проведению и лечение органов слуха в медицинской клинике МЕДСИ

Оглавление

В нормальном состоянии слух человека воспринимает звуковые колебания в широком диапазоне. При инфекционных поражениях, врожденных патологиях, травмах и по другим причинам острота слуха снижается постепенно или резко. В некоторых случаях человек полностью утрачивает способность слышать. Это лишает его полноценной жизни. Даже небольшие патологические изменения могут стать причиной существенных проблем. Чтобы начать лечение различных заболеваний, нужно сначала провести диагностику. Сегодня обследования выполняются с использованием различных современных методик и процедур. Одной из них является аудиометрия.

Что представляет собой метод?

Аудиометрия – исследование, направленное на оценку показателей слуха. Она позволяет определить «порог слышимости» у пациента и диагностировать болезни уха, а также выявить начало развития глухоты. Тестирование проводится при жалобах на плохую слышимость, нарушениях разборчивости речи и иных патологиях. Процедура выполняется врачом-сурдологом с применением специального оборудования. В некоторых случаях диагностика осуществляется с использованием живой речи.

Аудиометрия слуха у детей и взрослых является безопасной и безболезненной диагностикой. Процедура не требует сложной подготовки. При этом она дает возможность выявления нарушений в любых отделах слухового аппарата. Если регулярно проходить диагностику, можно своевременно выявить и предотвратить риски потери слуха.

Результаты исследования отображаются на аудиограмме – графике, по которому определяется слуховая чувствительность левого и правого уха. Благодаря такому графику можно наглядно представить степень нарушения слуха и определить место поражения (слуховой нерв, среднее ухо и др.).

Разновидности обследования

Выделяют несколько типов аудиометрии.

Самым простым исследованием является то, которое проводится посредством живой речи врача. Специальное оборудование не требуется. Специалист отдаляется от пациента и произносит отдельные слова и фразы с разной громкостью. По отклику пациента врач определяет качество его слуха. Такое исследование нельзя считать на 100 % достоверным, так как контролировать все параметры голоса (точный уровень громкости и др.) самостоятельно специалист не может.

С применением различных технических средств проводятся следующие виды аудиометрии слуха:

  • Объективная. Такая аудиометрия ориентирована на фиксации безусловных рефлексов, которые являются ответом на звуковые раздражители
  • Речевая. Исследование позволяет определить восприятие живой или предварительно записанной на цифровой носитель речи
  • Пороговая и тональная. В ходе исследования определяется восприятие пациентом различных звуков
  • Надпороговая. Данное исследование применяется при полной потери слуха. Оно позволяет получить информацию о пороге восприятия звука
  • Детская. Аудиометрия слуха у детей актуальна как для младенцев, так и малышей до 1-3 лет
  • Компьютерная. Такое исследование проводится с применением специальных программ и систем

Показания к проведению обследования

Основными показаниями к проведению аудиометрии являются:

  • Заболевания внутреннего и среднего уха, которые провоцируют ухудшения слухового восприятия
  • Травмы ушей и головы, вызвавшие снижение остроты слуха
  • Инфекционные заболевания ушей
  • Болезни головного мозга, связанные с поражением его слуховой коры
  • Подозрения на развитие профессиональной тугоухости
  • Тугоухость неизвестного происхождения

Также такое исследование, как аудиометрия, проводится перед подбором слухового аппарата и его установкой. Назначают обследование и после приема ряда антибиотиков, а также салицилатов в больших дозах. Порекомендовать прохождение аудиометрии специалист может и с целью оценки эффективности проведенного лечения, для изменения схем и методик терапии.

Как происходит подготовка к процедуре?

Сначала проводится опрос пациента и беседа с врачом. Специалист определяет, когда пациент заметил первые признаки нарушений слуха, затрагивают ли они оба уха или только одно. Врач уточняет, нет ли у пациента других симптомов заболеваний: боли, дискомфорта, звона, шума и др. Сурдолог определяет и все перенесенные пациентом заболевания, которые могли повлиять на состояние слуха. Врач уточняет, не было ли травм ушей и головы, если были – то какого характера. Уточняются и наследственные факторы.

Читать еще:  Звон в ушах причины и лечение в домашних условиях

Специалист проводит визуальное обследование внешнего уха. Такая диагностика позволяет выявить все видимые нарушения. С применением отоскопа проводится исследование барабанной перепонки и слухового прохода.

Специальной подготовки перед процедурой не проводится.

Важно! Перед аудиометрией лучше отказаться от прослушивания громкой музыки в наушниках и посещения дискотек, концертных площадок, баров и других мест с повышенным уровнем шума.

Порядок проведения речевой аудиометрии

Процедура проводится в специальном помещении, защищенном от посторонних звуков. Звук подается в динамик или через наушники. Пациент повторяет услышанные слова, произносит их в специальный микрофон. Характеристики звука изменяются с помощью специального прибора – аттенюатора. Врач определяет минимальную громкость, которую способен распознавать пациент. Результаты речевой аудиометрии фиксируются на специальном бланке кривой разборчивости. По горизонтали отмечается сила звука (в дБ), а по вертикали – процент правильных ответов.

Процедура длится 25-30 минут.

Во время речевой аудиометрии фиксируют 3 основные величины:

  • Порог слышимости. Он определяет интенсивность звука, при которой пациент способен воспринимать 50 % услышанных слов
  • Максимальная разборчивость. Эта величина определяет восприятие не менее 90 %
  • Уровень дискриминации. Величина отмечается при ряде форм нарушений слуха, при которых даже при максимальном уровне громкости разборчивость не достигает 100 %

Тональная и пороговая аудиометрия

Такие исследования проводятся с использованием аудиометра. Такие устройства дополняются накладными наушниками или внутриушными телефонами. В комплектацию также включаются костный вибратор, микрофон и кнопка для пациента. Результаты исследования фиксируются специальным записывающим прибором. Аудиометр дает возможность воспроизведения сигналов различной интенсивности: от 125 до 8000 Гц. Методика направлена на определение уровня дискомфортного состояния.

Исследование выполняется в звукоизолированном помещении. С помощью наушников или внутриушных телефонов пациенту передается сигнал конкретной тональности. Если человек слышит его – нажимает специальную кнопку. При отсутствии реакции со стороны пациента врач повышает тональность. Так определяется минимальное значение. Максимум восприятия определяется аналогично. Пациент отпускает кнопку, когда уровень сигнала превышает предел слышимости. Результаты исследования фиксируются на аудиограмме.

Надпороговая аудиометрия

Если у пациента уже выявлена глухота, определить причину патологии и место повреждения слуховых органов очень непросто. В таких случаях проводится надпороговая аудиометрия.

Пациент надевает наушники, в которые подается звуковой сигнал частотностью на 20 дБ выше слухового порога. Постепенно интенсивность звука увеличивается. При этом пациент описывает все ощущения, а врач определяет их правильность (соответствие реальности).

Особенности проведения детской аудиометрии

Определить нарушения остроты слуха у детей достаточно сложно. Малыши часто просто не способны определить наличие у себя какой-либо проблемы и сообщить о ней родителям. Кроме того, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми. Часто просто невозможно удержать внимание малыша. Кроме того, дети быстро устают, не способны сконцентрироваться. Все это сказывается на результатах аудиометрии.

Аудиологический осмотр младенцев, например, проводится по четкой схеме. Первый прием сурдолога может осуществляться уже на 3-4 день жизни. Сначала врач проводит наружный осмотр. При необходимости применяется методика тампанометрии. Она позволяет обследовать среднее ухо и барабанную перепонку с использованием специального зонда, воспроизводящего серию частот с конкретными показателями. По результатам такой диагностики выявляют некоторые патологии развития и наличие воспалительных и инфекционных заболеваний. Следующим этапом обследования является регистрация и анализ отоакустической эмиссии. Такая диагностика строится на способности слухового аппарата человека генерировать ответные импульсы на звуковые воздействия.

Диагностика детей в возрасте 3-5 лет обычно проводится в игровой форме. Основой методики аудиометрии в этом случае становится возможность быстрой выработки условного рефлекса (двигательного) в ответ на звуковой раздражитель. В момент появления звука (который подается с разной частотой в наушники) ребенок просто совершает определенное движение. Звуковая слышимость определяется по отдельности для каждого уха.

Обследование детей старшего возраста осуществляется по стандартным схемам аудиометрии так же, как у взрослых.

Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

  • Опытные врачи. Наши сурдологи владеют всеми методиками аудиометрии. Они могут провести обследование как взрослых, так и детей
  • Быстрая интерпретация результатов. Выводы о состоянии своего слуха пациент может получить сразу же после аудиометрии
  • Комфортные условия. Аудиометрия в Москве в наших клиниках проводится в современных кабинетах. Врачи внимательно относятся к пациентам, прислушиваются ко всем жалобам и просьбам
  • Современная аппаратура. Для аудиометрии врачи клиник используют инновационные установки, позволяющие выявить патологию
  • Возможности для терапии. При необходимости врачи могут быстро назначить адекватное лечение выявленных патологий

Если вы хотите пройти аудиометрию или проконсультироваться с врачом-сурдологом, позвоните по телефону

Аудиометрия современная методика исследования слуха

Исследование слуха представляет собой сложный и трудоемкий процесс.
Точность полученных данных в основном зависит от специальной подготовки врача, его настойчивости, соблюдения выработанных практикой приемов и технических деталей, от качества измерительной аппаратуры и, наконец, от самого больного. Все эти моменты имеют большое практическое значение.

Телефоны воздушной проводимости прижимают с помощью оголовья к наружному слуховому проходу с постоянной, одинаковой силой. Это создает известное постоянство условий измерения слуха. Телефон следует так приставить к уху, чтобы его центр соответствовал отверстию наружного слухового прохода. Аудиометрию можно производить и без телефона, с помощью громкоговорителя, но в этом случае нужно проводить исследование в специальной заглушённой и звукопоглощающей камере.

При аудиометрии в обычных поликлинических или клинических условиях имеет практическое значение месторасположение врача, больного и аудиометра. Больной не должен видеть панель аудиометра и рук врача, чтобы не получать таким путем возможности судить о перемещении регулятора громкости и о показателях его слуха. Некоторые рекомендуют сажать больного спиной к врачу, но это неправильно, так как затрудняет контакт с больным и лишает возможности следить за выражением его лица, что при экспертизе, например, имеет большое значение. Лучше всего сажать больного сбоку аудиометра или предложить ему сидеть с закрытыми глазами.

До начала исследования больному нужно разъяснить, какие к нему предъявляются требования в отношении внимания, различения звуков, своевременных и точных ответов — слышит он или не слышит звуков.

У аудиометра имеются специальная дистанционная кнопка и лампочка, используемые для сигналов: когда больной слышит звук, он нажимает кнопку и зажигается лампочка; если больной перестает слышать, он отпускает кнопку и лампочка гаснет. Такая сигнальная связь весьма ценна, когда больной и лицо, исследующее слух, находятся в разных помещениях, когда связь между ними осуществляется по специальному телефону. В обычных же клинических условиях предпочтительна живая, разговорная связь, так как иногда внимание больного рассеивается и он забывает давать сигнал.

Точное определение порогов звукового восприятия у больных пе представляется легким делом. В этом нетрудно убедиться, если неоднократно проверять ответы больного в течение одного сеанса исследования. Расхождения при этом обнаруживаются иногда весьма значительные. Однако при хорошей тренировке исследующего удается получить близкую к действительному состоянию слуха аудиограмму. Для этого нужно после того, как получены первые два порога восприятия топа — при убывающей и возрастающей его интенсивности — проделать тут же 3—4 контрольных измерения с небольшим увеличением и уменьшением интенсивности и прерыванием звука; если результаты близки, то за порог принимают средние данные.

Исследование слуха обычно начинают звуком частотой 1024 гц и интенсивностью 20—30 дб; если больной его слышит, то интервалами в 5 дб уменьшают интенсивность звука, пока больной не перестает воспринимать этот звук, и тогда показания шкалы аудиометра определяют потерю слуха в децибелах. Длительность звуковых сигналов 1—3 секунды. В описанном методе измерение производят с помощью постепенно убывающего в своей интенсивности звука; этот метод дополняется измерением звуками постепенно возрастающей интенсивности; при последнем способе измерение начинают с неслышных звуков и отмечают показания шкалы, когда больной начинает слушать звук.

Появление звукового восприятия обычно происходит при несколько большей интенсивности звука, чем исчезновение, т. е. потеря слуха в децибелах при исследовании звуками возрастающей интенсивности будет несколько большей, чем при измерении звуками убывающей интенсивности. По данным Бекеши, полученным с помощью автоматического аудиометра, разница равняется примерно 10 дб. Как при повышении, так и при понижении интенсивности тонов следует избегать регулярных ритмичных интервалов между подачей звуков; эти интервалы нужно то удлинять, то укорачивать во избежание выработки у больного восприятия ритма, вследствие чего у него может создаться ложное ощущение, что он слышит. В этом отношении весьма важно, чтобы движение регулятора громкости было плавным и беззвучным. Прерыватель звука в аудиометре не должен также давать звука, иначе ответы больного могут относиться к этому звуку, а не к тону, которым исследуется слух.

Если больной не слышит звук в 20 дб, дают сразу звук в 40 дб, и если больной его воспринимает, уменьшают его интенсивность. После тона 1024 гц исследуют другими тонами в такой последовательности: С2048 (2000), С4096 (4000), С8102 (8000), С512(600), С250 (250), С128 (125).

Читать еще:  Борная кислота в ухо при беременности безопасное использование и противопоказания

В ряде аудиометров имеются и промежуточные тоны — в 1500, 3000, 6000 гц; измерение на эти тоны целесообразно при обнаружении значительного понижения слуха в области высоких звуков, для установления точного его диапазона. Например, при понижении слуха только на 8000 гц интересно выяснить восприятия 1000 гц, то же при понижении только на 4000 гц; если же понижено восприятие и на 4000, и на 8000 гц, то обычно можно для исследования считать, что и на 6000 гц восприятие понижено. Точно так же при одновременном понижении на 2000 и 4000 или 2000 и 1000 гц исследование восприятия промежуточных тонов излишне.

Аудиометрия имеет, естественно, целью выявить состояние слуха па каждое ухо в отдельности, если между их слуховой способностью нет большой разницы, то аудиометрия не встречает затруднений; если же одно ухо слышит намного хуже другого, то следует исключить переслушивание. Переслушивание может иметь место в тех случаях, когда разница в понижении слуха на оба уха достигает на тот или иной тон 50—60 дб. Практическое значение это имеет для диагностики односторонней глухоты или резкой тугоухости. Поэтому при исследовании средними и высокими тонами надо выключать — заглушать второе нормальное или лучше слышащее ухо.

Как заглушать второе ухо? Выбор средств зависит от величины разницы слуха па оба уха. При нерезкой разнице можно ограничиться затыканием уха пальцем или ваткой, пропитанной везелиновым маслом; при большой разнице слуха второе ухо заглушается имеющимся в аудиометре специальным глушителем, а при камертональном исследовании — трещоткой Барани. Выключение второго уха при исследовании костной проводимости является сложным делом; об этом будет сказано ниже.

Современные методы обследования слуха. Классификация оборудования для диагностики патологий слуха

Предлагаем Вашему вниманию обзор современных методов обследования слуха и используемого для этих целей диагностического оборудования датских фирм Interacoustics и Otometrics.

Портфолио этих производителей представлено в ассортиментном ряду «Исток Аудио Трейдинг».

Раннее (начиная с первых дней жизни ребенка) выявление нарушений слуха – актуальная задача для специалистов системы здравоохранения во многих странах, в т.ч. в России. Для ее реализации разработана и внедрена в практику система аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни. Однако методики, используемые при проведении аудиологического скрининга, находят активное применение в решении широкого круга вопросов диагностического, лечебного и экспертного характера и позволяют добиваться оптимальных результатов при обследовании пациентов разного возраста.

Нарушения слуховой функции человека, в зависимости от локализации поражения, подразделяются на кондуктивные, нейросенсорные и смешанные. Это связано с типом проведения звука, от того, по какому пути звук распространяется до коры головного мозга.

Методы, применяемые в аудиологии для оценки функционирования слуховой системы, подразделяются на объективные и субъективные.

К субъективным методам диагностики относится тональная и речевая аудиометрия, а также аудиометрические надпороговые тесты, которые позволяют оценить состояние слуховой системы в целом. Сравнение порогов костной и воздушной проводимости дает возможность выявить кондуктивный или сенсоневральный тип поражения, установить уровень поражения, наметить общую стратегию лечения (терапевтическое или хирургическое), принять решение о необходимости слухопротезирования или кохлеарной имплантации, определить тип и ориентировочные параметры настройки слухового аппарата и виды реабилитации.

Речевая аудиометрия помогает определить максимально возможные параметры разборчивости речи, доступные для пациента, и результативность протезирования, которая оценивается по порогам тонального слуха и проценту разборчивости речи при обследовании пациента со слуховым аппаратом в свободном звуковом поле.

Эффективность субъективных методов диагностики зависит от состояния больного и его готовности к совместной работе.

Субъективная диагностика проводится посредством аудиометров, которые подразделяются на поликлинические и клинические в зависимости от их функциональных возможностей.

К поликлиническим аудиометрам относятся приборы AD226 (Interacoustics) и Xeta (Otometrics). С их помощью проводится исследование слуха пациента при подаче сигнала разного уровня в виде чистого тона по воздуху и кости в диапазоне частот от 125 до 8000 Гц.

Надпороговые тесты позволяют определить функциональные особенности поражения слуха. Достоинством аудиометра Xeta является наличие долговременной памяти для результатов обследований 50 пациентов и возможность проведения скрининговых тестов.

Следующая группа поликлинических аудиометров – приборы для проведения тональной и речевой аудиометрии AD229 (Interacoustics) и Itera (Otometrics). Характеристики аудиометра AD229 подобны аудиометру AD226 с добавлением функции речевой аудиометрии. В аудиометре Itera присутствует расширенный диапазон частот до 12500 Гц (имеется опция высокочастотного диапазона до 16000 Гц) и второй выносной микрофон для проведения речевой аудиометрии в свободном звуковом поле.

К клиническим аудиометрам относятся AC40 (Interacoustics) и Astera (Otometrics). Характеризуются широким (до 20000 Гц) диапазоном частот, многообразием тестовых и маскирующих сигналов, аудиометрических надпороговых тестов, а также возможностью проводить тональную и речевую аудиометрию в свободном звуковом поле. Кроме того, Astera позволяет исследовать слух при подаче шумового сигнала, приближая условия проведения обследования к реальной окружающей обстановке.

Объективные методы диагностики не зависят от поведения и состояния здоровья пациентов. Они позволяют проводить обследование как маленьких детей, так и взрослых, решать ряд экспертных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью различных категорий граждан, а также оценивать степень потери слуха у больных, не способных сотрудничать со специалистом-аудиологом.

Широко распространенным методом объективной диагностики является импедансометрия и оценка рефлекса стапедиальной мышцы. Импедансометрия позволяет оценить состояние среднего уха и наружного слухового прохода (экзостозы, отиты, отосклероз, аномалии развития, нарушения функции слуховой трубы). Косвенным образом, по результатам исследования стапедиального рефлекса, специалист оценивает состояние улитки пациента, а также имеет возможность подтвердить или подвергнуть сомнению данные аудиометрического обследования. Это особенно важно в отношении детей, у которых стапедиальный рефлекс коррелирует с уровнем дискомфорта. Оценка состояния функции слуховой трубы позволяет спланировать тактику лечения туботитов и является одним из решающих факторов при определении показаний к аденотомии.

Из приборов, реализующих методы импедансной аудиометрии и исследования рефлекса стапедиальной мышцы, следует выделить стационарные приборы AT235h (Interacoustics) и Zodiac 901 (Otometrics).

Отличительной чертой AT235h является тимпанометрия на 4-х частотах зондирующего сигнала – 226, 678, 800, 1000 Гц, так как получение четкой тимпанограммы на частотах 226 Гц и 1000 Гц не всегда возможно; оценка функции слуховой трубы производится как для нормальной, так и для перфорированной барабанной перепонки. В обоих приборах применяется ипсилатеральное и контралатеральное исследование рефлекса стременной мышцы.

В настоящее время на российском рынке зарегистрированы портативные клинические приборы исследования среднего уха нового поколения, в которых реализованы функции тимпанометрии, рефлексометрии, обследования слуховой трубы при нормальной и перфорированной барабанной перепонке. Это портативные клинические импедансные аудиометры Titan (Interacoustics) и Otoflex 100 (Otometrics). Titan традиционно для фирмы-изготовителя имеет четыре частоты зондирующего сигнала – 226, 678, 800, 1000 Гц, а также функцию АРУ для предотвращения чрезмерных уровней стимула при проведении акустической рефлексометрии. Возможна распечатка данных обследования на термопринтере и передача на компьютер через USB-порт.

В Otoflex 100 имеются две частоты зондирующего сигнала 226 и 1000 Гц, долгосрочная память на 50 пациентов, беспроводная передача данных на компьютер в режиме on-line (одновременно с проведением тестирования) с помощью технологии Bluetooth.

Популярной является модель АА222 (Interacoustics), которая позволяет проводить как субъективные, так и объективные методы диагностики. Прибор предназначен для проведения следующих видов исследований: тональной аудиометрии по воздуху, кости и в свободном звуковом поле в диапазоне частот до 8000 Гц; речевой аудиометрии, а также импедансной аудиометрии с частотой зондирующего сигнала стандартно 226 Гц (опционально 226, 678, 800 и 1000 Гц).

В настоящее время, в связи с широким распространением аудиологического скрининга новорожденных и детей первых лет жизни, повсеместно начал применяться метод регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ). Он позволяет получать информацию о состоянии структур внутреннего уха человека (наружных волосковых клеток улитки), возможном уровне снижения слуха. Кроме этого, существуют исследования, показывающие эффективное применение регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ) для оценки состояния рецепторного аппарата улитки в условиях гидропса. Однако основной областью использования данного вида диагностики (в первую очередь в педиатрии) является выявление возможного снижения слуха у новорожденных при массовых скрининговых обследованиях. Это связано с быстротой, точностью, относительно низкой себестоимостью метода и с отсутствием необходимости иметь в штате медицинского учреждения высококвалифицированных специалистов данного профиля. Метод максимально автоматизирован и дает четкий ответ на вопрос: есть проблема или ее нет.

В клинической практике применяются два метода:

  1. Метод вызванной задержанной отоакустической эмиссии (TEOAE) позволяет зарегистрировать наличие отоакустической эмиссии, генерируемой внешними волосковыми клетками улитки при уровнях зондирующего сигнала от 40 до 80 дБ в диапазоне частот 1000 – 4000 Гц. Зондирующим сигналом является широкополосный «щелчок». Результаты тестирования определяются по наличию (прошел) или отсутствию (не прошел) OAE.
  2. Метод вызванной отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения (DPOAE) дает возможность исследовать частотную избирательность улитки, т.е. по состоянию наружных волосковых клеток получить характеристику OAE в диапазоне частот 500 – 12000 Гц.
Читать еще:  Гигиена и уход за ушами детей и подростков

Из диагностических приборов, реализующих метод регистрации отоакустической эмиссии, следует отметить комбинированную систему Eclipce (Interacoustics) и систему Capella (Otometrics), в которых использованы методы TEOAE и DPOAE. Приборы являются платформами, которые подключаются к персональному компьютеру для управления и регистрации результатов тестирования. Процесс регистрации, накопления и цифровой обработки данных тестирования автоматизирован.

Среди оборудования для выявления снижения слуха у новорожденных при массовых скрининговых обследованиях широко распространены система OtoRead (Interacoustics) и AccuScreen (Otometrics).

OtoRead – портативное устройство, которое регистрирует вызванную отоакустическую эмиссию двух типов –
TEOAE и DPOAE.

Уникальная автоматизированная мобильная система объективной диагностики AccuScreen позволяет провести в полном объеме скрининговое обследование отоакустической эмиссии и слуховых вызванных потенциалов (опция).

Приборы имеют внутреннюю память на 250 пациентов, возможность передачи данных обследования на компьютер. Результатом тестирования в обеих системах является показатель «прошел» в случае, если потери слуха нет, или «не прошел», когда пациенту требуется повторное скрининговое или диагностическое обследование.

При наличии подозрения на патологию слуховой системы как у детей, так и у взрослых, проводится более детальное изучение слуха – исследование слуховых вызванных потенциалов. Связанные со слуховыми вызванными потенциалами методы аудиологического обследования позволяют оценить состояние улитки, проводящих путей ствола мозга и функционирование слуховой зоны коры головного мозга. Различные модификации потенциалов и их определение при разных уровнях входного сигнала используются для выявления наличия гидропса лабиринта (электрокохлеография), ретрокохлеарной патологии, а также позволяют определить аудиторную нейропатию у детей, что позволяет точно оценить максимально возможные результаты реабилитации ребенка и пути ее проведения.

Метод слуховых вызванных потенциалов проводится с помощью следующих компьютеризированных систем: EP25 Eclipce c модулем ASSR (Interacoustics) и Chartr 200 EP/ASSR (Otometrics). Приборы дают возможность регистрировать коротколатентные, среднелатентные, длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы, потенциалы P300, а также проводить электрокохлеографию и исследование слуховой системы на постоянно модулированный тон (модуль ASSR). Это позволяет получить объективную аудиограмму слуха пациента с точностью до 20% при нормальном слухе и с точностью до 5% при потере слуха (по сравнению с аудиограммой, полученной с помощью аудиометра).

В системе EP25 реализована специальная форма зондирующего сигнала «щелчок» CE-Cherp, которая дает возможность улучшить соотношение сигнал/шум и, следовательно, определение I, III, V пиков при регистрации слуховых потенциалов, в особенности при малых (20 – 40 дБ) уровнях входного сигнала. В приборе имеется режим контроля кохлеарных имплантов. Платформа Eclipce одновременно может включать в себя модули как вызванных потенциалов, так и задержанной вызванной отоакустической эмиссии (TEOAE) и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения (DPOAE).

В системе Chartr 200 EP/ASSR все исследования проводятся в автоматическом режиме, в том числе исследование на постоянно модулированный тон с пересчетом в объктивную аудиограмму. В приборе предусмотрен модуль скрининга новорожденных по слуховым вызванным потенциалам, в том числе по кости. Дополнительная опция – методика VEMP-исследования вестибулярного аппарата.

Различные методы аудиологического обследования целесообразно использовать комплексно, т.к. они являются взаимодополнимыми и дают возможность подтвердить или опровергнуть предполагаемый на первичном осмотре диагноз. Применение только разных методов обследования пациентов в соответствии с государственными стандартами позволяет максимально точно поставить диагноз, выработать верную тактику медикаментозного лечения, принять обоснованное решение о необходимости слухопротезирования или кохлеарной имплантации и определить основные характеристики при настройке электроакустической аппаратуры. Результатом выполнения полного комплекса мероприятий будет являться качественная и своевременная реабилитация пациента.

Аудиометрия – современная методика исследования слуха

Дать объективную оценку слуховой функции человека, а также определить имеют ли место быть какие-либо нарушения органа слуха можно с помощью новейших методик исследования. Эти методики анализа объединены общим термином — аудиометрия.

Исследование широко используется в сурдологии для оценки остроты слуха как у новорожденных, так и у взрослых. С помощью аудиометрии можно выявить нарушения абсолютно всех отделов уха, а также определить степень снижения слуха. Аудиограмма обязательна перед назначением слухопротезирования.

Что такое аудиометрия? Это методика определения степени остроты слуха, позволяющая определить чувствительность внутреннего уха к звуковым волнам различной частоты. Исследование проводится исключительно в специализированных медицинских учреждениях врачом-сурдологом.

Сделать аудиограмму в обязательном порядке необходимо при нарушениях слуха пациента, и если человек жалуется на резкое снижение слуха и острую боль в ухе.

Слух рекомендуется проверять с первых дней жизни человека. Только так можно избежать серьезного нарушения слуховой функции.

Методика проведения исследования

Аудиометрия проводится при помощи специального аппарата под названием аудиометр, который позволяет определить верхний и нижний предел слышимости человека. Сделать аудиометрию показано для:

  • Определения восприятия речи – речевая аудиометрия;
  • Осуществления тональной пороговой аудиометрии;
  • Выявления нарушений слуха;
  • Исследования слуховой активности.

Исходя из этого, метод аудиометрии классифицируется на речевую, компьютерную, тональную пороговую. Стоит также отметить, что аудиометрия не имеет противопоказаний и может назначаться в любом возрасте пациента с учетом наиболее острых клинических картин. Этот метод применяется для определения функционирования отделов уха у новорожденных, так как для его проведения не потребуется использовать инъекции, медикаменты и т. д.

Особенности проведения

Тональная пороговая аудиометрия имеет определенный алгоритм исследования. Пациент должен зайти в специальную звукоизолированную кабину. Затем человек надевает наушники, которые являются источником звука высоких и низких частот. Врач-сурдолог с обратной стороны кабины подает звуковой сигнал. Если пациент сумел различить шум или же звук, который поступил в наушники, то он нажимает кнопку, что является сигналом для врача.

Примечательно то, что сначала проводится исследование правого уха, а затем левого. Именно такой алгоритм проведения аудиометрии позволяет определить, какое ухо слышит лучше, а какое – нет. С учетом этих показаний назначается лечение.

Тональная аудиометрия отличается комплексным подходом в исследовании уха. Так, с помощью костного вибратора, который крепится к голове, можно определить какое ухо – внутренне, среднее или же наружное не воспринимает звуковой сигнал. Таким образом, можно исключить патологию среднего уха, и продолжить, к примеру, исследование внутреннего.

Результат аудиометрии выражается посредством составления аудиограммы – графика, который наглядно демонстрирует степень снижения слуха. Аудиограмма представлена в форме специального бланка, на котором в виде отдельных кривых для каждого уха изображена частота звука, подаваемого в наушники. Именно по результатам этого графика можно правильно скорректировать дефекты уха.

Речевая диагностика слуха

Поведенческий тест на определение слуховой функции, согласно медицинской статистике, имеет ряд недостатков. Это связано с тем, что частота человеческой речи представлена звуками различных частот и интенсивности. Как правило, человек с нарушением слуха может в обычной жизни воспринимать речь абсолютно комфортно. Но, при доскональном исследовании слуха оказывается, что отделы уха искаженно воспринимают окружающие шумы.

Современные технологии направлены на усовершенствование записи и воспроизведения звуков речи. На основе новейших методик разработана речевая аудиометрия. Этот метод исследования дефектов отдела уха направлен на сглаживание недостатков, которые присущи обычной разговорной речи и шепоту.

Методика позволяет определить первичную дисфункцию уха, а также дает возможность настроить слуховой аппарат пациента с учетом индивидуальных особенностей. Как проводится исследование?

Врач-сурдолог разговаривает с пациентом, варьируя своим голосом. Переход от шепота до обычного разговора должен восприниматься человеком в норме на расстоянии шести метров. Исследование с помощью речи должно быть скомбинировано с аппаратной методикой. К аппаратной аудиометрии относят акустическую рефлексометрию, исследование объема скопившейся жидкости во внутреннем ухе, а также отоакустическую эмиссию.

Следуя принципам методики речевой аудиометрии, построена онлайн-проверка нарушений уха. Как правило, на интернет-ресурсах центра диагностики слуха можно увидеть сервис «онлайн-проверка». Это означает, что человек может прослушать запись речи с учетом возникающего или же ниспадающего шума. По результатам тестирования будет дано предварительное заключение о функциональности всех отделов уха.

Компьютерная диагностика

У тональной и речевой аудиометрии есть недостатки, которые могут оказать существенное влияние на точность результатов. Это могут быть: отсутствие концентрации человека во время исследования, наличие посторонних шумов в ухе, а также отсутствие заинтересованности пациента в достоверности результата.

С учетом всех этих показателей преимущество все больше отдают компьютерному методу исследования, которое гарантирует 99% достоверности результата. Компьютерная аудиометрия позволяет выявить как врожденные, так и приобретенные слуховые патологии. Также с помощью этой методики можно определить участки поражения слухового канала.

Степень снижения слуховой функции определяется даже у пациентов с явными физическими дефектами, наличие которых до этого не давало возможности установить взаимосвязь между больным и врачом-сурдологом.

Компьютерная аудиометрия длится достаточно долго – на протяжении двух часов, по истечении которых можно получить полную картину слуховой активности. Выбор метода исследования зависит от индивидуальных особенностей человека и соответствующих указаний лечащего врача.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector