1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего проверяют слух у ребенка

Проверка слуха у детей

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи. Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Содержание статьи

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

Аудиограмма ребенка

Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц). На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты. Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Как проверить слух у ребенка?

Хороший слух — залог гармоничного речевого и психоэмоционального развития ребенка. Но слуховая функция человека — одна из самых сложных, а потому в любом возрасте может возникнуть ее снижение. Именно поэтому проверка слуха у детей — обязательная часть любого медосмотра. Проверить, насколько хорошо ребенок слышит, можно и самостоятельно.

Когда нужна проверка?

Медицинские проверки слуховой функции проводятся начиная со 2-3 суток после рождения малыша и время от времени повторяются на протяжении всей жизни человека. Ребенок проходит проверку в 3 месяца, в полгода, в год, при оформлении в садик и школу, на школьных медосмотрах и в рамках диспансеризации, при поступлении в ВУЗ и в военкомате.

Все дело в том, что незначительные потери слуха от рождения очень сложно поддаются диагностике в раннем возрасте, а родившийся здоровым малыш вполне может утратить хороший слух после тяжело перенесенных ОРВИ, гриппа, после акустической травмы или удара по голове. Слух более нестабилен, чем зрение, и проверять его нужно чаще.

Задуматься о внеплановой проверке родителям стоит в том случае, если появляются сомнения в том, что кроха хорошо слышит и воспринимает на слух окружающий мир.

Признаков нарушения слуха существует много. В каждом возрасте они свои. Проверить слух в медицинском учреждении стоит, если:

  • ребенок в возрасте 1-2 месяцев не обращает внимания на громкие внезапные звуки (зазвонил будильник, раздался дверной звонок, громко хлопнула дверь, упал тяжелый предмет). Ребенок при этом не вздрагивает, не ищет глазами источник звука, не пугается, не вскидывает ручки, ножки;
  • в возрасте 3 месяцев и старше малыш не реагирует на голос мамы, не узнает его, не пытается искать маму глазами, если она говорит в отдалении от его кроватки;
  • в 4 месяца не реагирует на голоса других людей, на звуки игрушек;
  • до 6 месяцев отсутствуют признаки гуления;
  • в год ребенок только мычит, не произносит звуков и слогов;
  • в два года нет минимального словарного запаса, ребенок не выполняет просьб взрослого;
  • если ребенок мало общается, не заинтересован в этом, часто проявляет агрессию;
  • чадо часто переспрашивает;
  • при диалоге ребенок напряженно внимательно следит за артикуляцией, губами и выражением лица собеседника;
  • просматривая фильм или мультфильм, старается сделать его громче;
  • сложно воспринимает телефонные слова, все время переносит трубку от одного уха к другому.

Помимо общего снижения слуха, признаки которого мы описали, существует потеря восприятия определенных диапазонов. Так, некоторые дети нормально воспринимают разговорную речь, но не воспринимают пения птиц на улице, не слышат, как шуршат листья под ногами. А некоторые не слышат, как капает вода из крана, но на нормальной громкости могут смотреть телевизор.

Степени и формы потери слуха бывают разными, и проявляются они по-разному.

Если вам кажется, что малыш чего-то не слышит или не дослышивает, не разбирает, страдает отчетливость восприятия звуков, обязательно нужно показать его ЛОР-врачу и детскому сурдологу в сурдологическом центре.

Аппаратные методы

Существует достаточно много медицинских способов проверить, как слышит ваше чадо. Для маленьких нередко применяется игровая аудиометрия. Этот метод оптимален для детей в возрасте двух-четырех лет. Малышу выдают наушники и оглашают правила игры: нужно бросить мячик в ведерко или корзинку тогда, когда поступит звуковой сигнал. В наушники подаются звуки разных частот. По реакции малыша сурдолог определяет, какие частоты доступны для его восприятия, а какие — нет.

Читать еще:  За сколько зарастают дырки в ушах после прокола

Еще один вариант игровой аудиометрической проверки заключается в том, чтобы ребенок нажимал на клавишу, сидя перед монитором компьютера. В наушниках ребенку подают звуки природы, животных, речи людей, его задача нажать на кнопку тогда, когда он слышит звуки и может их идентифицировать.

Универсальный метод проверки слуха, широко распространенный в сурдологических центрах, в поликлиниках — метод тональной аудиометрии. Тестирование проводится в специальном звукоизолированном кабинете. Ребенку предлагают надеть наушники и воспроизводят звуки разных диапазонов и частот. Если он слышит звук, то нажимает кнопку или поднимает руку, если нет, доктор воспроизводит следующий звук, и так до того порога, когда ребенок будет слышать. Таким образом определяется порог слышимости конкретного ребенка в разных диапазонах.

Метод отоакустической эмиссии применяется для самых маленьких — именно таким методом проводят скрининги слуха в роддоме на 2-3 сутки после рождения ребенка, в поликлинике в месячном, трехмесячном, шестимесячном возрасте. Лучше, если ребенок спит на момент обследования или находится в состоянии покоя, например, сосет грудь.

В ушко крохе вводится гибкий зонд, подключенный к переносному прибору. Прибор посылает в ушко звуки разных частот и через некоторое время регистрирует вернувшийся обратно ответ колебаний волосковых клеток внутреннего уха. Если ответ есть, ребенок слышит, если ответа нет, восприятия звука отсутствует.

Тимпанометрия — еще один информативный метод оценки слуховой функции. Он предназначен для оценки работы среднего уха и барабанной перепонки. В ухо вводится зонд, который будет регистрировать колебания перепонки при проводимости звуков.

Если эти методы выявляют отклонения от норм, для установления причин тугоухости используют метод камертонов. Оценка восприятия высоких и низких звуков позволяет судить о том, какой отдел слуховых анализаторов пострадал.

Тестируем самостоятельно

Проверка остроты слуха в домашних условиях по точности, естественно, не может сравниться с проверкой на аппарате, но этого от нее и не требуется. Домашняя проверка нужна родителям для того, чтобы подтвердить опасения и отправиться потом к врачу, либо для того, чтобы успокоиться и перестать переживать.

Домашнее самостоятельное тестирование слуха ребенка зависит от его возраста.

До года

В грудном возрасте можно самостоятельно только оценить общую картину — есть слух или нет. Отклонения слуховой функции, если у ребенка нет полной глухоты, оценить довольно сложно. Обычно проверяют поведенческие реакции малыша — в ответ на звук с двух месяцев ребенок оживляется, скидывает ручки-ножки, с трех месяцев начинает искать глазами источник звука.

Можно применить так называемый крупяной тест. Три одинаковых баночки заполняют крупами наполовину: одну — манкой, другую — гречкой, третью — горохом.

Один взрослый отвлекает ребенка игрушкой без звука, а второй трясет банкой в полуметре от детского ушка. Сначала применяют манку, потом гречку, потому горох.

Так оценивают, способен ли ребенок слышать высокие, средние и низкие звуки. Между баночками нужно делать паузу в пару минут. В идеале ребенок обозначит свою заинтересованность звуком, отвлекшись от созерцания игрушки, начав искать взглядом источник звука.

От 1 до 3 лет

В этом возрасте можно активно применять игрушки с самым разным звучанием — от тихих погремушек до громких дудочек и барабанов. Главное — подавать звук со спины ребенка и оценивать его реакцию. Увеличивается дистанция, с которой подается звук. Теперь это уже не 0,5-1 метр, а около 2 метров.

Старше 3 лет

Детям постарше, уже умеющим говорить, слух проверяют шепотной и разговорной речью. Если ребенок еще плохо говорит, то лучше воспользоваться методами, описанными выше. С 4-5 лет метод оценки слуха речью применяется уже для всех.

Важно понимать, что разговорную речь ребенок со здоровым слухом воспринимает с расстояния до 20 метров и дальше, а шепотную — с 6 метров. Обеспечьте тишину в помещении, выключите все, что отвлекает (вентилятор, телевизор).

Попросите ребенка встать у стены и отойдите от него на шесть метров. Малыш повернут правым боком к родителю, левое ухо следует закрыть ватным тампоном. Если ребенок большой, он может закрыть второе ухо пальцами.

Без голосовых усилий, на выдохе шепотом взрослый произносит числа от 1 до 100 либо пары слов, которые обычно сурдологи и отоларингологи используют для оценки слуховой функции. Задача чада — повторить сказанное слово или число.

Если ребенок не слышит подряд три слова, сказанных с шести метров, нужно приблизиться на метр и повторить их. Если опять нет слышимости, приближаются еще на метр и все повторяется снова.

Когда ребенок услышит и повторит слова, нужно зафиксировать, с какого расстояния он смог это сделать правым и левым ухом. Это поможет понять, насколько велика потеря слуха:

  • 6 метров и более на каждое ухо — слух нормальный;
  • 5-2 метра — незначительная потеря слуха;
  • 1 метр — средняя степень утраты слуха;
  • 0,5 метра — не воспринимает вообще — сильная степень снижения слуховой функции.

Для шепотной проверки используют слова, фонетически сбалансированные по высоким и низким звукам. Вот несколько пар, которые вы можете применять для своего ребенка:

  • мама — мальчик;
  • дом — лампа;
  • стол — час (часы);
  • дедушка — сапоги;
  • парта — муха;
  • врач — чай.

Не пытайтесь произносить слова, значения которых ребенок не знает в силу возраста.

После проверки шепотом можно провести проверку разговорной речью с 20 метров со спины.

Полезные программы и приложения для самодиагностики

В Интернете существует немало аудиопрограмм и приложений для самостоятельной проверки слуха. Но они не подходят для малышей, поскольку требуют индивидуальной калибровки.

С 8-10 летнего возраста ребенок вполне может ими воспользоваться.

Достаточно скачать и установить приложение на свое устройство и купить хорошие наушники. Есть проверки онлайн. Они основаны на том, что человек воспринимает ухом слышимый диапазон от 15 до 20 тысяч Гц. Программа будет воспроизводить звуки, а человек – нажимать кнопку, если он их слышит.

В результате получатся данные, схожие с данными аудиометрии, но, увы, менее точные, хотя для домашней проверки более точные, чем шепотная или разговорная речь.

Некоторые из программ можно найти на сайтах, которые распространяют музыкальный контент в качестве тестовых файлов настройки многоканальных аудиосистем. Некоторые созданы специально для домашней аудиометрии, например, Home Audiometer или слуховой тест Mimi.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Проверка слуха у детей дома и у врача

«Он у нас — молчун, характер такой!» Некоторые родители просто не придают значения тому, что ребенок начинает поздно говорить. А у малыша может быть «выключен» звуковой канал передачи информации, из-за чего он не воспринимает окружающий мир в полном его объеме. Без связи «слово = предмет, явление» невозможно гармоничное развитие, которое напрямую зависит от того, хорошо ребенок слышит или нет. Следить за этим нужно с самого рождения.

Чем раньше вы заметите какие-то нарушения, тем быстрее ЛОР-врач сможет принять адекватные меры. Даже если у вас появилось хоть малейшее подозрение, не откладывайте визит к врачу!

Важно! Проблемы со слухом у детей приводят к нарушениям развития речи.

На этой странице вы узнаете, как самостоятельно проверить слух ребенку в домашних условиях, и какими методами проводится проверка слуха у детей в ЛОР-кабинете.

Как проверить слух у новорожденных с первых дней жизни

Так как проверять слух у новорожденных нужно с самых первых дней жизни, все родители должны периодически выполнять несложные манипуляции и обязательно бить тревогу, если в возрасте до года малыш:

  • не реагирует на любые громкие звуки (оклики, хлопки ладонями, погремушки) — не вздрагивает или не замирает;
  • не поворачивается в сторону источника звука;
  • не повторяет за вами звуки или слоги, не пытается подражать вашей речи;
  • не реагирует на звук голоса матери (эмоциональный отклик происходит только при зрительном контакте);
  • не откликается на свое имя.

Как можно проверить слух у ребенка 2-3 лет дома и у ЛОР-врача

Как настоятельно рекомендуют специалисты, слух у ребенка проверять необходимо не только сразу после рождения. Даже если вам кажется, что ребенок слышит отлично и уже успешно складывает слоги в слова, возможно снижение остроты восприятия звуков из-за перенесенных или хронических ЛОР-заболеваний.

Обращайте внимание на гнусавость голоса и то, как малыш в возрасте двух-трех лет выговаривает звуки! Шепелявость и картавость еще никому не помогла правильно социализироваться в жизни: дети эгоистичны по своей природе и довольно злобно могут высмеивать любое отклонение от нормы.

Чтобы проверить слух ребенка дома, как можно пристальней обращайте внимание на следующие нюансы. Ребенок говорит громче, чем обычно? Не сразу откликается на собственное имя? Постоянно переспрашивает? Жалуется на шум или звон в ушах? Бегом на осмотр к ЛОР-врачу.

Перед тем, как отдать ребенка учиться, обязательно пройдите с ним «техосмотр» у ЛОР-врача и окулиста. Традиционно дети идут в школу в семилетием возрасте, но проверку стоит провести годом раньше — в шесть лет. Это необходимо для того, чтобы успеть помочь малышу справиться с выявленными проблемами: например, адаптироваться к ношению очков или, проверив слух на аудиометре, понять, насколько он острый и за какую парту лучше посадить своего малыша.

Читать еще:  Гайморит или фронтит лечение лобных пазух

Далее вы узнаете, как самостоятельно проверить слух у ребенка 2-3 лет в игровой форме.

Как в домашних условиях проверить слух у ребенка в игровой форме

В возрасте от двух до трех лет проверка слуха в домашних условиях возможна только в игровой форме. Для адекватной оценки лучше будет, если в игре будут участвовать оба родителя. Обращайте внимание на реакцию малыша: поворачивает ли он голову в сторону звука, и как быстро он это делает.

  • В комнате должно быть тихо: выключите телевизор или радио.
  • Говорить с ребенком или подавать звуковые сигналы нужно на расстоянии пяти-шести метров.
  • Позовите ребенка по имени шепотом. Если нет реакции на первое произнесение, то расстояние постепенно сокращаем до одного метра, продолжая повторять имя.
  • Нет реакции на шепот — продолжайте игру на обычной громкости.
  • Поставьте перед ним на столик или разложите на диване игрушки (лучше, если это будут знакомые и понятные малышу животные — собака, кошка, свинка). Встаньте за спиной на расстоянии и шепотом произносите звукоподражания («Кто говорит ‘гав-гав», ‘мяу-мяу’, ‘хрю-хрю’?»). Ребенок должен показать на соответствующую игрушку.
  • Пошепчите малышу поочередно в уши: сначала — в одно, потом — в другое.

Такой метод называется речевой аудиометрией. Конечно, подобная проверка очень субъективна, поэтому лучше сразу обратиться к ЛОР-врачу. Какие объективные методы определения остроты слуха может предложить специалист? Расскажу об этом подробнее.

Следующий раздел статьи посвящен тому, как проверяют слух у ребенка 2-3 лет и старше у врача при помощи современных методов.

Методы проверки слуха у детей 2-3 лет

Слух у ребенка можно проверить следующими методами:

Игровая аудиометрия.

Этот метод проверка слуха подходит для детей 2-3 лет. Ребенку надевают на голову наушники и просят бросить мяч в корзину, когда он слышит звуковой сигнал разной интенсивности. Или он смотрит в экран монитора, на котором появляются изображения людей или животных, и должен каждый раз нажимать на клавишу, если в наушниках звучат соответствующие изображениям звуки — человеческая речь, звуки животных.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ).

Подходит для любого возраста. Может проводиться у младенцев во время сна, занимает несколько минут.

На сегодняшний день ОАЭ — наиболее безопасный и точный способ определения нарушений слуха.

Во время процедуры в слуховой проход вводят небольшой зонд, при помощи которого регистрируется акустический ответ на издаваемые зондом щелчки — колебания в улитке внутреннего уха.

Тимпанометрия.

Специальное устройство — тимпанометр — исследует функции среднего уха и подвижность барабанной перепонки. Данный метод также называется акустической импедансометрией. Он совершенно безболезненный: в слуховой проход ребенка вводят специальный зонд, который вызывает колебания барабанной перепонки изменением давления. Показания снимаются микрофоном, встроенным в зонд. Вся процедура занимает не более десяти минут.

Тимпанометрия также применяется при диагностике и вы боре методов лечения тубоотита, аденоидов и некоторых других ЛОР-заболеваний.

Исследование с помощью камертонов.

Разница в восприятии высоких и низких тонов камертонов позволяет определить природу тугоухости.

В заключительном разделе статьи вы узнаете, как проверить слух у ребенка 4, 5 и 6 лет.

Как проверить слух у ребенка в 4, 5 и 6 лет

Тональная аудиометрия.

Проводится с помощью специального прибора — аудиометра, который определяет минимальный порог слышимости.

Этот метод, как проверить слух, подходит детям старше 5 лет.

В наушники на голове ребенка подаются звуковые сигналы различной частоты, услышав которые, он или поднимает руку, или нажимает на кнопку. По итогам процедуры специалист расшифровывает данные аудиограммы, в ней содержится информация об отклонениях слуха ребенка от нормы. Аудиограмма представляет собой график: частоты — по горизонтали, порог слышимости — по вертикали.

Другие методы.

К субъективным методам проверки слуховой памяти также относятся тесты, которые проводят сейчас для детей 5-6 лет во многих школах перед зачислением в первый класс.

Определение разборчивости речи. Произносят ряд звуков или слов. Например, «РРРЛР» или «КОСА, КОСА, КОСА, КОЗА, КОСА». Ребенок хлопает в ладоши на «лишнем» звуке/слове.

Определение на слух, какими звуками различаются слова. Произносят пару слов с парными согласными звуками. Например, «ПОЧКА-БОЧКА». Ребенок называет парные согласные звуки.

Проверка слуха у детей и методы диагностики

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие — к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга. Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.

Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.
Читать еще:  Борный спирт при беременности особенности лечения отита

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно — от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

Новокрещеных Марина Валерьевна

Специалист по слуху в г. Ачинск. Более 1000 подобранных и настроенных слуховых аппаратов.

Как можно проверить слух у ребенка

Нормальный слух очень важен для гармоничного развития ребенка. Даже его незначительное снижение приводит к серьезным последствиям – нарушениям речи, плохому пониманию окружающих, психологическому дискомфорту, трудностям социализации. Родители и другие члены семьи первыми обращают внимание на возможные проблемы со слухом ребенка. Чем раньше они обнаружены и установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры – провести медикаментозное или хирургическое лечение, приступить к реабилитационным мероприятиям.

Важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш и при малейшем подозрении на нарушение слуха немедленно обращаться к врачу.

чем установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры

Слух у ребенка следует обязательно проверять в следующих случаях:

  • при поступлении в образовательное учреждение;
  • при отставании в речевом развитии;
  • после перенесенных тяжелых и длительных заболеваний, отитов, гриппа, кори, паротита, после лечения антибиотиками с ототоксическим действием;
  • при направлении на ПМПК в связи с подозрением на отставание в развитии.

Формы и причины нарушений слуха

Все нарушения слуха в зависимости от локализации процесса в слуховом анализаторе делятся на три формы: кондуктивные, сенсоневральные (нейросенсорные) и смешанные. Они могут иметь наследственный, врожденный или приобретенный характер. Процесс нарушений может быть односторонним или двусторонним.

  • Кондуктивные формы возникают в результате заболеваний, повреждений, врожденных аномалий развития наружного и среднего уха – звукопроводящей системы. Их могут вызывать отиты, воспалительные процессы в носоглотке, серные пробки, попадание инородного тела в слуховой проход, механические травмы барабанной перепонки. Они хорошо поддаются лечению, после которого в большинстве случаев слух полностью восстанавливается.
  • Сенсоневральные (нейросенсорные) формы возникают в результате поражения структур внутреннего уха и центральных отделов слухового анализатора – звуковоспринимающей системы. Они могут стать последствием родовых травм, асфиксии, недоношенности, гемолитической болезни новорожденных, сепсиса. Данная форма нарушений во многом определяется и наследственной предрасположенностью. Кроме того причиной их возникновения могут стать:
  1. вирусные инфекции матери в период беременности – краснуха, корь, грипп;
  2. детские инфекционные заболевания – корь, скарлатина, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус, менингит, паротит;
  3. применение ототоксичных антибиотиков и препаратов;

При сенсоневральной тугоухости и глухоте восстановление или улучшение слуха практически невозможно. Таким детям требуется слухопротезирование, специальные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия. Компенсировать потерю слуха можно при помощи кохлеарной имплантации, но помочь она может далеко не в каждом случае.

  • Смешанные формы тугоухости возникают в результате сочетания патологий звукопроводящей и звуковоспринимающей систем слухового анализатора. В этом случае частично улучшить слух поможет медикаментозное лечение, но без специальной педагогической помощи и использования звукоусиливающей аппаратуры оно будет малоэффективным.

Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка

В возрасте до 1 года

  • На 2-3 недели жизни он не вздрагивает при громких звуках, не замирает на голос;
  • В 1-3 месяца малыш не оживляется при голосе матери и не поворачивается на звук голоса позади;
  • Во время сна нет реакции на резкие громкие звуки;
  • В возрасте от 4-х месяцев ребенок не поворачивает голову в сторону голоса, звучащей игрушки;
  • В 4-6 месяцев гуление постепенно затухает, не переходя в лепет;
  • В 9-10 месяцев малыш неправильно реагирует на несложные инструкции, не понимает значения многих простых слов;
  • С 8-10 месяцев у него не появляются новые звуки, устойчивые звукосочетания, простые слова.

В возрасте старше 1 года

  • До 3-х лет отсутствует фразовая речь или значительно нарушен процесс ее формирования;
  • Ребенок плохо понимает обращенную речь, постоянно переспрашивает;
  • Не отвечает на вопросы и не реагирует на слова, если говорящий человек находится вне поля зрения;
  • При разговоре внимательно смотрит на лицо и губы говорящего, следит за мимикой;
  • При просмотре телевизора или прослушивании музыки постоянно прибавляет громкость;
  • Плохо различает речь по телефону, часто перекладывает трубку от одного уха к другому.

Способы проверки слуха в домашних условиях

В возрасте 1-3 года

При помощи ориентировочной реакции на звучащие игрушки: погремушку, барабан, дудку, гармошку. Реакция может проявляться в виде замирания, активизации движений, поворота головы или глаз в сторону источника звука. Звук подается одним взрослым за спиной ребенка, с разных сторон вне поля зрения, на разном расстоянии. Другой взрослый внимательно наблюдает за поведением малыша.

Кроме того можно провести так называемую «гороховую пробу»: в 3 небольшие одинаковые баночки из-под киндер-сюрпризов, фотопленки или лекарства насыпать на 1/3 объема гороха, гречки и манки, одну такую же баночку оставить пустой. Взрослый берет в правую руку баночку с крупой, а в левую – пустую, садится перед лицом ребенка и начинает симметрично трясти ими на расстоянии 20-30 см около ушек. Затем баночки меняются местами, а взрослый наблюдает, переводит ли ребенок взгляд на звучащую. Точно также используются емкости с остальными крупами. По реакции ребенка легко определить, слышит ли он звуки или нет. Но малыши до 4-х месяцев на звук от манки не реагируют.

У детей старше 3-х лет

У детей, которые уже научились хорошо разговаривать, проверить состояние слуха дома можно речью. Слова произносятся взрослым шепотом с расстояния от 6-ти метров. Ребенок сначала стоит правым боком к говорящему, левое ухо при этом закрыто ваткой. Если он не слышит слов, расстояние постепенно сокращают. После чего ребенка поворачивают левым боком к говорящему, закрывая правое ушко ваткой. Та же процедура повторяется голосом разговорной громкости с расстояния от 20-ти метров. Если ребенок не может правильно повторить слова – дистанцию постепенно уменьшают. Можно использовать следующий набор слов:

Используемые слова должны соответствовать возрастному развитию ребенка. Чем меньше расстояние, на котором ребенок слышит и правильно повторяет все произносимые взрослым слова, тем больше у него снижение слуха. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться за консультацией и помощью в медицинское учреждение.

Медицинское исследование слуховой функции у детей

При любом подозрении на снижение слуха сначала следует обратиться к участковому педиатру, который в зависимости от ситуации может направить на консультацию к детскому отоларингологу или сурдологу. Врач-сурдолог занимается диагностикой и лечением нарушений слуха, проводит аудиометрическое исследование слуховой функции на базе детской поликлиники или сурдологического центра. Для обследования детей и определения порогов снижения слуха применяются следующие виды методов:

  • Объективные (физиологические) методы — позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия — наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector